Тао и юми

Page loading, please, little wait
Version 1.0.1-beta
Posted —
Last modified —

Header image

  1. Определение
    1. Эффект Ресторфф
    2. Свойства тао
  2. Примеры тао
    1. Пример 2.1 — схожие обстоятельства
    2. Пример 2.2 — похожий род деятельности
    3. Пример 2.3 — эффект Ресторфф
    4. Пример 2.4 — одинаковые имя и фамилия
    5. Пример 2.5 — схожие наименования + близость расположения
    6. Пример 2.6 — множественная юми
    7. Пример 2.7 — не тао
    8. Бонусный пример
  3. Борьба с Тао
    1. Цель
    2. Фиксация
    3. Грейс Ло
  4. TODO

1. Определение

Тао1 — эффект смешения в сознании двух или более неоднократно встречавшихся ранее понятий, обладающих каким-либо общим признаком — юми1.

В данной статье рассматривается тао применительно к джинджеринам. Каждая 18-я запись у меня по методу Грейс Ло — тао.

1.1. Эффект Ресторфф

Объяснениями тао могут послужить исследования эффекта Ресторфф (эффекта изоляции), который гласит:

"
Мы лучше запоминаем вещи, которые выделяются.
"

Иными словами, что-то уникальное, нетривиальное запоминается лучше, чем стоящее в одном ряду с другими понятиями.

1.2. Свойства тао

  1. Автор этих строк, если не предпринимает действий по борьбе с тао между какими-то понятиями, так и продолжает путаться в этих понятиях и в дальнейшем.
  2. Ещё раз подчеркну, что — как следует из определения, — понятия в тао неоднократно попадаются в деятельности игроков в джинджерины. Если возникает путаница между понятиями, о которых слышал разок, это не тао.
  3. Индивидуальность. Кто-то из вас в отличие от меня, возможно, всегда чётко мог различать понятия, рассмотренные в примерах. Но надеюсь, что хоть в чём-то нижеперечисленном путались и вы, дабы лучше понимали, что тао — не какое-то абстрактное понятие, а может коснуться и вас.

2. Примеры тао

Как видно из них, юми может быть различным.

2.1. Пример 2.1 — схожие обстоятельства

Вопрос: Всем известно выражение «танталовы муки». А в чём именно они заключались?

Варианты ответов: 1. Вечные голод и жажда // 2. Бесконечный и бесполезный труд // 3. Невозможность двигаться // 4. Невозможность сделать выбор

Обдумывание: Сразу я хотел выбрать вариант «Вечные голод и жажда». Затем пришла мысль, что в греческой мифологии ведь кто-то вечно вкатывал камень, который затем ниспадал вниз; и нажал на неверный вариант «Бесконечный и бесполезный труд».

Комментарии: Доселе мне не раз попадались вопросы о Тантале и Сизифе, но я не ответил на вопрос в том числе и потому, что возникло тао. Юми для данного случая — «наказание, данное древнегреческими богами».

2.2. Пример 2.2 — похожий род деятельности

В: Как в Древнем Риме называли жрецов, гадавших по внутренностям жертвенных животных?

В о: 1. Авгуры // 2. Гаруспики // 3. Салии // 4. Фламины

О: Колебался между авгурами и гаруспиками, неправильно выбрал авгуров.

К: Знал, что как авгуры и гаруспики занимались гаданием; одни по внутренностям животных, другие — по полёту птиц (юми). Но когда требовалось определить, кто из них чем именно, вопрос регулярно вызывал у меня затруднения.

2.3. Пример 2.3 — эффект Ресторфф

О: за 3 месяца до турнира, из которого 2 вопроса ниже, я прочёл книгу о течениях в живописи начала XX века. Каждому относительно значительному художнику в ней была посвящена отдельная статья.

Вопрос 1: Этот французский дадаист... — я сразу же нажимаю на кнопку и верно отвечаю «Марсель Дюшан».

Вопрос 2: ЭТОТ французский кубист... — вспоминаю, что читал статью о каком-то французе-кубисте. Попытки вспомнить его имя успехом не увенчались; получилось вспомнить нечто вроде «Морис Беже». В ответе был тот самый художник, которого старался вспомнить — Фернан Леже.

К: Причину я объяснил бы следующим образом.

  1. В книге не было ни одного дадаиста помимо Дюшана; и у меня чётко отложилось художник-дадаист — значит, Дюшан. И с течением времени факт «Дюшан — французский дадаист» прочно усвоился в моей памяти.
  2. Про кубистов же в книге было множество статей; помимо наиболее известного из них — Пикассо — присутствовали статьи про Лежара, Андре Лота, Хуана Гриса. Тогда я «просто читал» книгу, не стараясь предпринимать отдельных усилий к запоминанию; как итог — кубисты смешались у меня в сознании в кучу; забыв практически всё об этих художниках, я вдобавок к этому не мог отделить одного от другого.

2.4. Пример 2.4 — одинаковые имя и фамилия

В: ЭТО отчество имел писатель — автор «Князя Серебряного».

О: Промолчал, поскольку путался между Алексеями Толстыми — Константиновичем и Николаевичем.

К: До того, как прозвучал вопрос, я знал следующее. Один Алексей Толстой жил в 19 веке, написал «Князя Серебряного» и участвовал вместе с братьями Жемчужниковыми в создании коллективного псевдонима Козьма Прутков. Другой проживал уже в XX веке, в советское время, и написал роман «Пётр Первый». Но у кого из них какое отчество, заучить не получалось. Друг от друга данных писателей отличить труднее, чем каждого из них, например, от Льва Толстого, поскольку юми между ними 2: они

  1. тёзки,
  2. однофамильцы.

2.5. Пример 2.5 — схожие наименования + близость расположения

В: ЭТОТ норвежский мыс является самой северной точкой континентальной Европы.

О: Промолчал, поскольку путаюсь между мысами Нордкин и Нордкап.

К: Хоть несколько раз дал слово запомнить, что Нордкап — островной, а Нордкин — континентальный мыс, всё равно данные факты вылетели из головы. Юми в данном примере также 2:

  1. у мысов незначительно отличающиеся названия,
  2. они расположены рядом.

2.6. Пример 2.6 — множественная юми

В: Персонажем какого произведения является гусыня Мими?

В о: 1. Карлик Нос // 2. Крошка Цахес // 3. Маленький Мук // 4. Песочный человек

О: Читал Карлика Носа, но всё равно ответил неправильно.

К: Существует ряд юми, из-за которых путаюсь в сказках «Карлик Нос», «Крошка Цахес» и «Маленький Мук» и их авторах:

  1. авторы сказок — немецкие писатели, жившие примерно в одно время,
  2. фамилии как Гауфа так и Гофмана начинаются с буквы «г»,
  3. все 3 персонажа невысокого роста,
  4. и имеют физический недостаток,
  5. схожесть сюжетов всех трёх сказок.

Чем больше число юми, тем труднее не путаться.

2.7. Пример 2.7 — не тао

В: В ЭТОМ фильме один из заключённых обучает мышонка мистера Джинглса разнообразным фокусам.

О: Ответил «Побег из Шоушенка» при правильном «Зелёная миля».

К: юми присутствует — оба фильма о тюрьме. Однако:

  1. не смотрел оба фильма, только кратко прочитал содержание 3—5 лет назад;
  2. не припоминаю, чтобы вопросы про любой из этих фильмов попадались мне прежде.

Не выполняется свойство 2. Здесь для меня имело место быть не тао, а недостаточное ознакомление с предметом. Возможно, другие также путаются в данных фильмах, но значительно более осведомлены о них; тогда для них можно говорить о тао.

2.8. Бонусный пример

Обстоятельства: с одним человеком мы были хорошо знакомы, успели подружиться. Но и по прошествии нескольких лет с момента знакомства я путался в его фамилии — то ли Сенкевич или Сенявин, — а также городе его проживания — Астрахань или Волгоград. За годы я не предпринимал попыток разобраться в данном вопросе, продолжая путаться, до момента, как направился к нему в гости в Астрахань.

3. Борьба с Тао

Рекомендации основаны на личном опыте.

3.1. Цель

Обеспечить чёткое разграничение между понятиями, с которыми возникает тао, в сознании, дабы больше не путаться в понятиях.

3.2. Фиксация

Обнаружив тао, зафиксируйте его.

Пример: возьмём пример 1 про Тантала. По окончании игры я решил проанализировать, почему ошибся на данном вопросе. меня сбил вариант «бесконечный и бесполезный труд»; казалось, что-то такое было в древнегреческой мифологии. Погуглил — действительно, правда это миф о Сизифе, а не Тантале. По методу Грейс Ло сделал следующую выписку в теме «Мифология»:

Выписка

Подобные выписки стал делать и для имён/фамилий людей, с которыми часто приходится сталкиваться, дабы больше не забывать друзей или Анатолия Вассермана.

3.3. Грейс Ло

TODO: статья о названиях методов

После того, как тао зафиксировано, применяйте к нему методы, описанные в статье. Как я боролся с тао из примеров.

  1. Делал повторения выписанного — запомнилось.

  2. Метод Думчева — подметил, что «гаруспики» похоже на «гастро» — желудок. Так, благодаря данной связи усвоилось, что гаруспики гадали по внутренностям.

  3. Создал образы — Андре Лота представил в швейцарских горах, оборачивающимся и превращающимся в камень; а Фернана Леже — лежащим на кровати Фернаном из Монте-Кристо, блаженствующим от осознания того, что только что отправил в тюрьму Эдмона Дантеса.

  4. Прочитал краткие содержания «Князя Серебряного», «Петра Первого» и высказывания Козьмы Пруткова. В эти моменты отчества писателей часто попадались в мыслительной деятельности, благодаря чему удалось их запомнить.

  5. Образ — мысленно создал картину, где Рой Кин стоит на утёсе и смотрит на остров вдали.

    Что-то вроде «Странника над морем тумана» Каспара Фридриха:

    Странник над морем тумана

    Т.е. Кин на континенте, а Нордкин — континентальный мыс.

  6. Вхождение в тему: ещё раз прочитал или просмотрел мультфильмы по каждой из трёх сказок.

  7. Вхождение в тему: оценил оба фильма как достаточно значимые, по которым могут часто попадаться вопросы, посему просмотрел оба и больше не путался в них.

4. TODO


  1. Тао, юми — сценические псевдонимы Святой Екатерины Десятниковой. Тао Юми